Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Повторение изученного по теме «Причастие»

Оркина Ирина Сергеевна
Цели деятельности педагога Закрепить знания учеников; развивать навыки монологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников, развивать речь.
Тип урока Урок обобщения и систематизации 
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, находить и исправлять ошибки в употреблении причастий, определять вид и время причастий.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка
методы и формы
обучения
Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, видеоролик «Экологические проблемы», раздаточный материал (карточки для рефлексии, смайлы),  материал на печатной основе для составления кластера «Фишбоун»
Основные понятия Причастие, действительные и страдательные причастия, причастный оборот, морфологические признаки причастия
 
Организационная структура урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Формы организа-   ции
совзаимо-
действия
на уроке
УУД
1. Организационный момент   Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, все ли готово у вас к уроку
 
Слушают учителя, проверят готовность к уроку, настраивают-ся на урок Группо-вая  
Регулятивные:контроль за состоянием рабочего места
 
 
 

 
2. Проблемная ситуация, формулировка темы урока, целеполагание    
 

 
 Ребята, давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
На протяжении многих уроков мы свами говорили о чем, угадайте по стихотворению…
 Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
-Какова тема нашего урока? (обобщение изученного материала по теме «Причастие»). Давайте запишем тему в тетрадь, а теперь найдем в формулировке темы слово, выраженное причастием (изученного), выделим суффикс и укажем синтаксическую функцию   (-енн-, определение).
- Какова цель? (обобщить материал)
- Задачи? ( вспомнить, что такое причастный оборот, как расставить знаки препинания при нем, поговорить о морфологических признаках причастия, отработать умение употреблять причастия в речи, тренироваться в правописании суффиксов, слитного и раздельного написания не с причастиями).
Слушают загадку, пытаются сформулировать тему урока, ставят перед  собой задачи    
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют действия.
Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Регулятивные: занимаются целеполаганием, постановкой учебных задач.
Группо-вая
3. Работа  с листом самооценки знаний на первичном этапе урока   Теперь поработаем с листом самоконтроля. Знаками плюс и минус обозначьте уверенность в указанных ситуациях на начало урока.
 
Работают с листами оценивания знаний, выделяют места затруднения Фронтальная
 
Регулятивные: определяют забытый / неусвоенный материал
4. Актуализация знаний. Составление кластера «фишбоун» Актуализация знаний, составление кластера, определение морфологических признаков на слух Ребята, на доске изображен кластер в виде скелета рыбы, а называется он «Фишбоун». Как переводится это слово с английского языка? (Рыбий скелет).  Нам нужно заполнить его, чтобы рыба ожила. А для этого, вспомним все, что мы  знаем о причастии. Итак, голова называется причастие, давайте вспомним, что обозначает причастие? (Признак, проявляющийся во времени). А теперь подумаем, как нужно назвать ось позвоночника? (Морфологические признаки.) Хорошо, а теперь давайте вспоминать морфологические признаки, причем разместим мы их так – сверху постоянные, а снизу – непостоянные. (Действительное, страдательное, время, вид – полная/краткая форма, падеж (в полной форме), число, род в ед.ч.)
И единственное, о чем мы не сказали, это синтаксическая функция  (определение, сказуемое).
  Молодцы, мы справились и продолжаем работу
Слушают вопросы учителя, отвечают на них Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют
ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
5. Практическая деятельность по теме Работа по образованию причастий Молодцы, ребята, а теперь давайте вспомним, как образуются причастия  и выполним упражнение, выделим суффиксы причастий, определим вид причастий:
(Проблемы), которые побуждают к действию – побуждающие. Почему выбираем суффикс –ющ-?
(Человек), который обидел природу  - обидевший. Почему перед суффиксом –вш- пишем е?
(Река), которую загрязняют –  загрязняемая. От чего зависит написание суффиксов –ем-/-им-?
(Мусор), который выбросили -  выброшенный. Какому правилу подчиняется написание суффикса – енн-?
(Цветок), который сорвали – сорванный. Почему написали НН?                    

 
Занимаются образованием причастий, выделяют суффиксы, комментируют  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Индивидуальная
Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля.
Личностные: желают выполнить работу безошибочно.
Коммуникативные: задают уточняющие вопросы.

 
6. Игровая деятельность по теме «Собери мозаику» Предложения, разделенные на слова представляют мозаику. Природа, загрязненная отходами производства, взывает о помощи.
Закопанный в  землю пластик будет разлагаться в течение пятидесяти-пятисот лет.
Как расставить знаки препинания в предложении с причастным оборотом?  
Собирают мозаику, совещаются, исправляют ошибки Парная Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля при работе в парах.
Личностные: желают выполнить работу безошибочно, помогают друг другу.
Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями.

 
7. Работа с текстом Текст с заданиями Работа с текстом
Определите стиль текста, тему, основную мысль.
…В последнее время экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волну…щих относятся проблемы, связа…ые3 с загрязнением окружа….щей3 среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Тревожная обстановка наблюдается и в нашей Республике. С каждым годом уровень загрязнения реки Мокша возрастает, а значит, загрязняются Ока и Волга. Нужно помнить, что будущее планеты зависит от каждого из нас. Внеси и ты  свой вклад в улучшение экологической ситуации города, Республики, страны, Земли! 
Д. Кулагина
Выполнение морфологического разбора:
1.Связанные (какие?)-прич. Н.ф.-связанный
2.Страд, сов.в., прош.вр; полная ф., мн.ч, И.п.
3. Определение
1.Окружающей – какой? Прич. Н.ф.-окружающий;
2.Действ, наст.вр, нес.в,; ед.ч, ж.р, Р.п.
3.Определение

 
 
 
 
 
 
 
 
Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фронта-льая
 
 
 
 
Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки.
Личностные: желают выполнить работу безошибочно, высказывают мнение.
Коммуникативные: задают уточняющие вопросы, обмениваются мнениями.
9 Просмотр видео Видеоролик на экологическую тематику   Смотрят фрагмент документаль-ного фильма «Дом» Фронтальная Личностные: смотрят фрагмент фильма, расширяют знания в области экологии. 
 
10.Работа р/р Составление предложений с причастным оборотом на тему «Экология» Ребята, посмотрите, как много экологических проблем на нашей планете. Давайте составим на эту тему предложения, используя причастные обороты. Составляют предложения, зачитывают Индивидуальная Коммуникативные: развивают речь, составляют предложения.
Личностные: делятся личным мнением
11. Закрепление материала. Игра «Да-нет» Определение верных и неверных суждений на слух Пришло время закрепить материал, давайте поиграем в игру «Да-нет», я буду зачитывать суждения, а вы поднимать флажки: желтый, если вы согласны с утверждением, красный – не согласны.
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного +
Причастия не имеют будущего времени +
У причастий нет краткой формы -
Причастия всегда являются определениями в предложении.  -
На правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени спряжение глагола не влияет. -
Слушают утверждения, поднимают флажки, показывая ответ Фронтальная  
 
 
Личностные: желают выполнить работу безошибочно, проверяют знания

 
12. Рефлексия. Работа  с листом самооценки знаний на конечном этапе урока Лист рефлексии знаний Ребята, теперь снова обратимся к листу самооценивания. Напротив каждого суждения поставьте плюс или минус, чтобы выявить, на какие моменты следует обратить внимание дома. Ставят метки в листах самооценивания, выявляют трудности. Фронтальная Личностные: выявляют места затруднения.
13.Выставление оценок, домашнее задание          
14.Рефлексия настроения Улыбки (раздаточный материал) Ребята, вам понравился урок? Покажите, какое у вас настроение, поднимите подходящий смайлик. Всем спасибо за работу!      
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»